Скульптура "Памятник учителю"
Памятник Учителю.
Первый памятник Учителю установлен в Торопце во время торжеств, проходивших в 1974 году в честь 900-летия со дня основания этого старинного русского города. Инициатива создания монумента принадлежит выпускникам торопецкой школы № 1. Скромные человеческие слова — «Народному учителю от благодарных учеников» — написали они на постаменте, но в этих словах вся глубина их любви к наставнику. «Учитель» стоит у определенной школы в определенном городе. Он создан по велению души совершенно определенных людей. Но это собирательный образ скульптуры, сконцентрировавший в себе все, что так ценно и понятно каждому. У «Учителя» мудрое открытое лицо, как у всех наших учителей. Он облокотился о парту, — так стоят все учителя. Его рука, протянутая к классу, — снова жест, знакомый всем. «Учитель» похож на директора торопецкой школы И. Н. Гаврилова, на педагогов той же школы
Н. Н. Топильского, Д. И. Бероева, освобождавшего город от фашистов и оставшегося здесь преподавать литературу. Он похож на всех наших учителей.
Итак, первый памятник Учителю. Перед ним — торопецкая школа, где изучала азбуку добрая половина всех жителей города, позади — интернат для учеников из ближайших и дальних сел. Авторы памятника, московские скульпторы В. Думанян и Ю. Орехов, продемонстрировав умение свободно ориентироваться в городской среде, установили бронзовую в 3,5 метра фигуру «Учителя» между двумя зданиями таким образом, что она стала композиционным стержнем центральной улицы и связала строения, имеющие отношение к школе, в единый строгий архитектурный ансамбль.
Скульптуру отличают завидная строгость и лаконизм как в изобразительных средствах, так и в пространственном решении. Изобразительный ряд памятника не перегружен. Художники взяли в свой актив лишь один атрибут, но атрибут конкретный — ученическую парту. И эта конкретность позволила им избежать литературности, которой так часто страдают многие монументы. Парта сразу и прямо указывает на принадлежность героя памятника к профессии учителя, называет место действия. Собственно говоря, действия, движения как такового в памятнике нет. Композиция его статична. Поза «Учителя» устойчива и спокойна. Спокойна лепка, спокойна моделировка форм. И именно в отсутствии театральности, эффектности таится глубокая эмоциональность воздействия созданного образа. Художники словно заглянули в душу народного учителя, раскрыли смысл и даже ритм его деятельности, спокойный и равно отданный всем детям.
Некоторая камерность характера скульптуры, ее человечность позволили В. Думаняну и Ю. Орехову добиться того редкого качества, которое в кино называется «сопричастностью со зрителем»: «Учитель» как будто все время в общении с молодым племенем. Он в гуще, в середине толпы, шумливыми ручьями текущей вокруг него. Он всегда с учениками, настоящими и будущими.
Памятник Учителю подтверждает мнение о том, что Думанян и Орехов являются художниками, которые следуют традициям русской реалистической школы ваяния и которых привлекают темы большого общественного звучания. Оба автора пришли в искусство в середине 50-х годов. Думанян после окончания Института имени Сурикова, Орехов — пройдя курс Московского высшего художественно-промышленного училища. В первых же вещах своих они проявили себя как художники - скульптора, ставящие в скульптуре серьезные задачи пространственных и композиционных решений, ищущие свои собственные темы, свой собственный стиль, свой собственный творческий почерк.
Свойства дарований Думаняна и Орехова, казалось бы, несовместимы. Первый — художник лирико-драматического склада. Ему особенно близки образы великих музыкантов и поэтов.
Его музу вдохновляли Бах, Моцарт, Глинка, Прокофьев, Пушкин, Лермонтов... Другой тяготеет к историко-патриотической теме. Им созданы памятник В. И. Ленину в Вышнем Волочке, Ю. Гагарину в городе Гагарин, мемориальный ансамбль, посвященный погибшим в гражданской и Отечественной войнах, в Ялте, памятник погибшим в 1941—1945 годах в Якутске. Однако в работе над образом «Учителя» их содружество оказалось естественным и плодотворным. Дополняя друг друга, они смогли создать глубоко психологический образ, выразить его характер, в котором сочетаются и нежность, и любовь, и строгость, и требовательность.
Виктор Хачатурович Думанян и Юрий Григорьевич Орехов работали над памятником безвозмездно. Это их собственная дань учителям «за правдивые речи, за умный совет и за то, что разумней и лучше они делают граждан родимой земли».
Перейти на главную страницу сайта по скульптуре
Artifex Deco studio (Артифекс Деко студия) предлагает следующие услуги:
- Художественная роспись интерьера (рисунки на стенах): роспись стен, потолков и мебели, фреска (affresco), картинки обманки (стена рисунок).
- Скульптура: рельеф, барельеф, памятник, монумент, надгробия, скульптурный декор орнамент, бюст.
- Иконопись: иконы, храмовая роспись, роспись церквей.
- Декоративная отделка и оформление: золочение, позолота, мозаика, сграффито, витражное искусство, роспись по стеклу, лепнина.
- Архитектурное проектирование и дизайн: перепланировка, проектные работы, благоустройство, декорирование архитектурными элементами
- Живопись: картины маслом, пейзаж, портрет, натюрморт, монументальная живопись, панно.
Мы находимся в Киеве тел: (098) 844 57 29 (097) 839 84 50. Выполняем заказы в Украине, странам СНГ, и ближнего зарубежья.